Боди-арт: Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг. Татуирование, интимные татуировки
Пирсинг, интимный пирсинг. Шрамирование, скарификация, скарт. Имплантация

Весь боди-арт
26
Сен

Славянские татуировки

Исходя из того, что древние славяне были в плену различных мифологических воззрений, то можно предположить, что обычай татуировок у славян корнями уходит в далекое языческое прошлое.

Из множества литературных источников и согласно сохранившимся обычаям доказано, что одним из главных героев былин, мифов и других форм народного творчества был дракон. Предки славяне очень часто изображали его впряженным в плуг, которым русский богатырь вспахивал целину. Дракона лепили из глины, вырезали из дерева, украшали им наличники домов и другие предметы. Древние верили, что дракон способен отпугивать духов.

У восточных славян есть рассказы о том, как Перун, преследуя дракона, пронзал его в одном случае – копьём, в другом – молнией. Этот сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по косте (например, в Новгороде). Изображение Георгия Победоносца на гербе Москвы – наследие прошлого.

Но не драконом единым живы. Был также популярен лев. Это был необычны для России лев, но его изображения также встречались очень часто на предметах обихода и одежде.

Еще один герой преданий — русалка. Это был очень распространенный персонаж народных преданий. Люди, чтобы уберечься от подводных красавиц, носили амулеты. Они также могли защитить от нечистой силы – упырей, колдунов, оборотней. Амулеты чаще всего выполнялись в виде фигурок животных, мифических или реальных.

Славяне-язычники искренне верили в духов, домовых, колдунов, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они боялись, других любили. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве и в жизни.

Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, стали излюбленными персонажами сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа. Эти образы очень часто встречаются в современной российской татуировке.

Известен факт, что в 921-922 гг некий арабский дипломат наблюдал в стране руссов, населявших берег Волги, татуировки от ногтей рук до шеи – изображения деревьев, животных и других знаков и символов. Этот набор татуировок совсем не случаен. Дерево, например, символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует загадка, дошедшая и до нашего времени: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке

по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов». Она о годе, 12 месяцах, 4 неделях и 7 днях. Образ дерева активно присутствовал и в заговорах. Славяне верили, что на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие.

С распространением христианства обычай татуирования стал безжалостно искореняться, потому что рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение находится Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя стопроцентно утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью отрицала религиозные татуировки. В "Откровении" святого Иоанна, в 19 главе, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Скорее всего, запрещение татуирования быловызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.

В то же время, когда татуирование способствовало пропагандированию конкретного религиозного культа, вероисповедания, церковь её приветствовала и поддерживала. Например, в Боснии среди католиков крестьян редко можно было обнаружить женский пол без татуировок, изображающих крест на лбу, на груди и на предплечье. Это был один из способов воспрепятствовать переходу людей из одной веры в другую. Например, из католицизма в ислам.

Фанаты той или иной веры, нередко использовали татуировки в качестве знаков принадлежности к религиозному течению. Наряду с религиозными татуировками они наносили сцены из семейной жизни, о быте, тем самым пытаясь рассказать о себе как о личности.

Не принимать факта о татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. — Иисус Назаретянин), изображение ягненка, рыбы или креста. Этот факт подтверждает Прокопий из Газы, который написал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили латинским крестом греческий. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция).

У многих народов издревле практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения памятного паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. есть отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме нанести себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, гору Каварию и Сион. Проделал он это еще и потому, что было поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную тату на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатов веры до настоящего времени.

Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианской эпохе. Поддерживая эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих произведениях обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка писал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". Цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать непосредственного влияния на формирование искусства татуирования у славян. Возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних . Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Нужно помнить, что скифы были

разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб — традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами.

Эту же неточность позволил себе допустить и Геродот. Он считал славян потомками скифов.

Однако вернемся к современности и потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" – шахматной доски, которую они называют "Утро". Как они говорят, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок настолько причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". Остается только гадать, что хотели выразить этим изображением нашипредки. Может быть, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.

Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей. Также славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.

Именно славяне являются прародителем современного направления в области российского татуирования.

Полезно почитать: