Из истории полинезийской татуировки
Происхождение полинезийской татуировки прослеживается, начиная с древней, датированной 3-2-м тысячелетиями до нашей эры, археологической культуры Лапита, самая древняя остановка которой находится на острове Санта-Крус в архипелаге Соломоновых островов, в Меланезии.
Культуру Лапита определяют изделия из керамики, имеющие своеобразную форму и оригинальный стиль украшения, характеризующийся орнаментом из кривых и прямых линий, в котором дозволительно обнаружить ряд мотивов, проявившихся позже в полинезийской татуировке: геометрические фигуры, спирали, стилизованные маски и шевроны. Создатели культуры Лапита, которые, возможно, были предками полинезийцев, используя свои знания навигации, успешно расселялись для все большем пространстве, добравшись около 1300 года накануне нашей эры до Тонго, около 1000 года предварительно нашей эры – до Самоа, чтобы мигрировать далее в восточном направлении – в место сегодняшней Французской Полинезии и на другие разбросанные по Тихому океану острова.
Эти выводы могут подтвердить датированные приблизительно 2000 годом перед нашей эры резцы, которые, предположительно, использовались для нанесения татуировки. Они были найдены на стоянках австронезийской ориентации, которые своими корнями уходят в неолит Юго-Восточной Азии, охватывающий 3-2-е тысячелетия прежде нашей эры. Все это дает основания предполагать, что татуировка в Полинезии столь же стара, вроде и сама ее культура. В прошлом она встречалась практически на всех разбросанных по огромной акватории Тихого океана островах, причем образцы полинезийской татуировки характеризовала значительная разнородность.
если полинезийцы научились наносить на тело «вечные» рисунки? Могли делать татуировку представители архаичной культуры, называемой периодом Ловцов Моа? (вдруг считают археологи, они были самыми древними обитателями Новой Зеландии и жили на рубеже XI-XII веков нашей эры, прибыв из района Центральной Полинезии.) Или же вместе с мореплавателями, которые приблизительно 1350 года совершили экспансию на этот отдельный от всех остальных архипелагов Океании остров, прибыли считавшиеся жрецами люди, знакомые с техникой различных ремесел, начиная со строительства и кончая татуировкой? Их называли тохунга. Ответы на эти вопросы сообразно-прежнему не выходят за границы гипотез. Между тем современные маори выводят своих знаменитых предков из XIV века, ибо, согласие местным преданиям, каждая лодка, прибывшая к берегам Новой Зеландии, знаменовала собой начало одного из самых известных местных родов.
Первым европейцем, который добрался и столкнулся с маори, был знаток морских путей от Индии прежде Японии голландский мореход и первооткрыватель Абель Янсзун Тасман (1603-1659 г.г.). По распоряжению голландского губернатора Тасман отплыл с Явы в путешествие по Индийскому океану. для обратном пути он добрался до западного побережья Новой Зеландии и столкнулся с воинственно настроенными маори. В отчете об этом путешествии Тасман не изложил никаких наблюдений, касающихся татуировки маори. Это сделали Бэнкс и Паркинсон в 1769 году, участвуя в первой знаменитой экспедиции вокруг света (1768-1771 г.г.) около предводительством Кука, которая вновь открыла Новую Зеландию. Бэнкс оставил подробные описания мотивов, орудий, красителей и техники выполнения татуировки маори, размышляя при этом над мотивациями, подталкивающими коренных обитателей острова на совершение такой болезненной операции. самолично Бэнкс воспринимал татуировку как суеверие.
Он зафиксировал и местное название татуировки, а также отметил, который моко среди жителей побережья было неоднородным, а спирали на лице настолько распространенными, что это позволило выдвинуть гипотезу о книга, что они являлись характерным образцом в данной популяции. По мнению Бэнкса, женщины с удовольствием позволяли окрашивать себе губы в грязный цвет и, кроме того, фиксировали одну черную точку на другом месте тела, мужчины же круг год увеличивали свои коллекции телесных знаков, более пожилые туземцы были покрыты ими почти полностью.
Паркинсон в свою очередь обессмертил татуированных маори, опубликовав в Лондоне в 1773 году цикл портретов островитян, украшенных, вроде говорили туземцы Новой Зеландии, «моко» или «амока».
Ссылаясь на отсутствие упоминаний о татуировке маори в отчете Тасмана, некоторые склонны были терпеть, что тогдашние обитатели этой окраины в XVII веке еще не были знакомы с данным обычаем. но точный стилистический анализ портретов татуированных маори, выполненных Паркинсоном, а также мотивов, на сохранившихся и специально законсервированных головах маори с 19 века, позволили фиксировать, что в XVIII веке татуировка моко была вполне сложившимся искусством и переживала период расцвета. (Портреты Паркинсона находятся в собрании музея в Лондоне и Xудожественной галерее в Окленде для Новой Зеландии, законсервированные головы маори находятся в различных частных и музейных коллекциях во всем мире.)
Рубеж XVIII-XIV веков был назван периодом классической культуры маори и представлял собой фазу ее наивысшего развития, в чем немалая заслуга и создателей изысканной татуировки, называемой моко.
Полинезийская татуировка была не только формой украшения тела. Она восходила к глубоким и значимым чтобы островитян традициям, а также к причинам религиозного происхождения. Лицо, грудь, спина, руки и ноги, покрытые татуировкой, информировали окружающих о позиции, ранге либо престиже, которые имел человек, о его поступках, обстановка к определенному роду, степени посвящения в религиозную практику и т.д. Кто был посвящен в эту тайну, легко «читал» тело встреченного полинезийца. Даже первые европейцы на полинезийских островах со временем научились назначать, к какому общественному классу принадлежит тот или иной человек, является ли он жрецом, рядовым представителем племени, что ему лет и каково его общественное положение.
Понятно, наиболее изысканными рисунками, развитыми композициями иногда для поверхности всего тела либо четко определенными мотивами на традиционных местах имели право иметь лишь немногие, избранные либо представители высокого ранга. На Маркизских островах покрывать однако тело такими орнаментами имели право вожди, их сыновья и самые близкие родственники. Люди, занимавшие более низкие общественные позиции, дововльствовались более скромной татуировкой.
Желание покрыть свое тело более привлекательными рисунками, которые выделяли желание их обладателей среди окружающих, привело к тому, что татуировка на Маркизских островах зависела сначала всего от фантазии и умения татуировщика, хотя и в ней дозволительно было заметить сочетание композиционных черт, общих ради обитателей всего архипелага. Это явление характеризовалось высокой оплатой за выполнение татуировки: чем сложнее была сочинение, тем дороже она стоила. Обладать разнообразными рисунками могли себе позволить лишь представители высших слоев либо более богатых родов. не так это происходило для Новой Зеландии и на Таити, где задача татуировщика заключалась в том, для точно воспроизвести рисунки. Это, конечно, соблюдалось не всегда, существовала мочь достаточно свободно интерпретировать композицию -каноны маориского и таитянского стилей это допускали.
на Новой Зеландии особое вес придавалось татуировке лица, которая называлась моко. новозеландский исследователь Д. Коуэн представлял маори как «выдающихся скульпторов лица во всей истории человечества». Моко, по его мнению, было достойно внимания потому, который выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали быть татуировании иных частей тела.
В способе выполнения моко, которое, кроме жителей Маркизских островов, не было известно ни одному из полинезийских народов, можно найти аналогии с техникой резьбы сообразно дереву и резьбы вообще, популярной среди маори. Но коли пойти еще дальше, то можно обманывать параллели между данным типом татуировки и другими явлениями традиционной культуры маори: знаками, воплощенными на ягодицах и бедрах людей, чаще всего были мотивы спирали и некоторый изломанные линии, находившиеся в тесной связи с узорами, широко применявшимися в резьбе по дереву и в так называемой живописи на стропилах, которыми были покрыты внутренности домов ради собраний прошлого века, весла для лодок, горлянки и т.д. Следует также отметить явную связь между криволинейными мотивами, проявляющимися в традиционной скульптуре маори, и наскальными живописью и гравюрами, найденными для острове Северном, являющемся частью Новой Зеландии.
Как уже упоминалось, некоторые обитатели Полинезии покрывали татуировкой иногда все тело, в то сезон как среди маори для подобного типа художественной деятельности были зарезервированы чуть определенные фрагменты поверхности тела, и поэтому распространенность татуировки по коже была ограничена. По отношению к мужчинам уважение татуировщика концентрировалось на лице и области от пояса до колен, у женщин же татуировались рот и подбородок. Однако эти ограничения соблюдались не всегда. Этнографы приводят факты, свидетельствующие о женщинах маори, которые обладали мужскими татуировками моко.
Английский генерал Г.Г. Робли (1840-1930), знаток культуры маори, автор книги «Моко либо Татуировка маори», изданной в Лондоне в 1896 году, описал классический тип моко, который оформился для рубеже XVIII-XIX веков и был популярен среди маори во времена колонизации и маориско-английских войн. Робли выделил основные мотивы композиционных элементов моко: спиральные узоры на подбородке; серии параллельных закругленных линий от подбородка прежде ноздрей; две большие укрупненные спирали на щеке; спирали на носу; серии лучеобразно расходящихся искривленных линий, начинающихся от основания носа, проходящих над бровями и опускающихся в направлении ушей.
весь татуированный мужчина, кроме перечисленных мотивов, обладал на верхней части лба рисунком, который представлял собой комбинацию неуклонно– и криволинейных мотивов, а в нижней части лба – малым мотивом под названием тити. Его отличал еще один чертеж, расположенный между ухом и мотивами спирали на щеке.
образец моко криволинейного характера обладал богатым орнаментом, состоящим главным образом из таких мотивов, как спирали, волны, ленты и меандры, создающие композиционное целое. Существенной чертой моко было симметричное расположение мотивов в противоположность сильно образованный асимметрии, наблюдающейся, например, в традиционной татуировке на лицах обитателей Гавайских островов.
На нижней части тела, заранее всего на ягодицах, у мужчин были вытатуированы большие спирали, их дополнял рисунок для бедрах. Иногда мужчины татуировали грудь и запястья, что помогало определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Случалось, сколько представители обоих полов обладали сильной татуировкой, расположенной и на иных частях тела, в том числе и на его интимных частях, а также для языке.
Мы описали тип моко, состоящий из криволинейных элементов и являющийся наиболее распространенным примером выполняемой на лицах маори XIX века татуировки. Однако коренные новозеландцы если-то выполняли моко с применением прямолинейных элементов. Этот тип моко представляет один из портретов татуированных маори острова Северного, выполненный в 1769 году Паркинсоном. Моко, которым обладал изображенный для портрете маори, состояло из серий вертикальных прямых линий, начинающихся от надлобных костей и бегущих вниз, к щекам, а также из определенного числа накладывающихся обтекаемых рисунков. Это дало возможность некоторым исследователям допустить, что обитатели острова Северного если-то выполняли моко, в котором присутствовали исключительно горизонтально расположенные линии. Оба прямолинейных стиля в моко были более ранними в сравнении с криволинейным стилем и в момент первых контактов маори с европейцами находились в состоянии упадка. В то же время отсутствует точная информация, касающаяся границ распространения отдельных типов моко и того, каким образом они воздействовали доброжелатель на друга.
Исследователи татуировки маори обратили внимание на высота старательности татуировщика от общественного ранга человека, которому выполнялся рисунок. Наиболее сложные и технически доработанные татуировки на лице видны для маори высокого происхождения, которые во время выполнения процедуры часто были вынуждены пользоваться в отведенное ради приема пищи время специальной воронкой, служащей для кормления, поскольку израненное и опухшее лицо затрудняло спор приема пищи.
Моко было нормальным мужским атрибутом даже в том случае, если было незаконченным или неполным. лишение же моко на лице лишало члена племени права и возможности выполнять различные общественные функции, закрепляло его на самой низкой ступени общественной иерархии и сообразно существу низводило его до положения раба. Мужчина, не обладающий моко, был никем, его часто называли папа-теа, сколько означало «пустое лицо». Тем не менее случалось, что через этой строго соблюдаемой традиции сознательно отступали лица, занимающие высокие общественные позиции. Они вообще не имели никакой татуировки, поскольку подобная операция привела бы к нарушению табу. Такое серьезное неправильность от нормы, однако, не было равнозначно нарушению существующих законов и обычаев, а также религиозных запретов, скорее наоборот – оно усиливало их.
Маори считал свое моко чем-то страшно личным, выделяющим его индивидуальность. Это может проиллюстрировать тот факт, что некоторые неграмотные вожди маори прошлого века рисовали свое моко для различных документах в том месте, где ставится подпись. Один французский путешественник и исследователь в связи с этим отдельно подчеркнул, что представители племенной верхушки маори были весьма польщеныны, если получали мочь продемонстрировать свое татуированное тело. Их рисунки на лице всегда были различными, замечает очевидец, только рисунки, которые они носили на ягодицах, были всегда идентичными и имели форму тонких спиралевидных линий. Каждый мужчина, желавший казаться привлекательно и нравиться женщинам, обязан был обладать красивой татуировкой.
Пора говорить несколько слов и о татуировке женщин-островитянок. Татуировка женщин на островах Полинезии была более скромной в сравнении с татуировкой мужчин, хотя, примем, на острове Рождества к татуировке чаще прибегали именно женщины, что можно приписывать исключительным. В то же время женщины-маори обычно татуировали губы и подбородок, что с этой точки зрения сближало их с представительницами таких народностей, подобно, например, эскимосы. Наличие такой татуировки могло обозначать, что дева имеет мужа, а вот отсутствие татуировки оскорбляло окружающих. Женщины просто обязаны иметь для своих губах несколько линий, говорили женщины-маори, когда мы состаримся, наши губы сморщатся и мы станем необыкновенно некрасивыми. Некоторые женщины-маори имели также татуировку на талии и бедрах, что, однако, было не распространенным явлением.
Культ предков был одной из наиболее характерных бес полинезийских верований, как считалось, предки в мире живых выполняли весьма важную роль. сей культ проявлялся в том числе и в том, что островитяне с целью внимание большое значение и сильную приверженность своему роду старались, чтобы усопшие сохраняли вид живого человека. для Маркизских островах череп усопшего покрывали тканью из коры, окрашенной таким образом, что она производила впечатление татуированной кожи. На острове Рождества предки были представлены в виде деревянных фигурок старых худых мужчин и женщин. Маори удавалось затем отделения головы от всего тела законсервировать волосы и лицевую часть и освежить быть помощи красителей нанесенное на лицо моко, чтобы придать ему большую выразительную силу. сей обычай был распространен и среди коренного населения Новой Зеландии по отношению к убитым представителям вражеских племен.