О «псиxологии» татуирования
Борцы с татуировкой, похоже, не переведутся никогда. Познакомимся с снова одной их теорией, культивируемой в наши дни хотя бы ради того, чтобы не оказаться сбитым с толку.
Высказывается тезис, который татуировка – своеобразная визитная карточка, которая не только представляет человека, но вдруг бы закрепляет за ним образ, созданный нанесенными изображениями, не позволяя владельцу отказаться через него, измениться. Из этого следует, что, скажем, агрессивная татуировка постоянно напоминает: ты злюка, ты ненавидишь окружающий мир. В итоге «человек оказывается не в состоянии перешагнуть этот перегородка», созданный им самим при выборе мотива татуировки.
Следуя логике, сам процесс татуирования называется зомбированием, превращением индивидуального человека в носителя заграничный воли, отказывающегося от собственного мировосприятия. Татуировка в этой трактовке является не параллельным изображением, а активным объектом, действующим по своему собственному содержанию и, возможно, напротив характеру личности. Другими словами: нет личности, – столовать татуировка, создавшая новую личность.
Мысль смелая, но уязвимая. Представим себе такой опыт. Клиент попросил вытатуировать у него на спине тигра, а неотягощенный этическими нормами татауировщик нанес ему на мощную спину певчую птичку. Предположим, у клиента вышли возможности посмотреться в зеркало, кем он будет чувствовать себя – клыкастым, агрессивным хищником, ненавидящим окружающих, или невинной птичкой, лакомящейся семенами сорных растений и личинками насекомых? противоречие очевиден: он будет чувствовать себя тем, кем хочет чувствовать, никакого зомбирования не произойдет. А если узнает о «шутке» татуировщика, устроит скандал -зомбирование птичкой не спасет.
В высшей степени сомнительно, что современный особа, расписанный, скажем, с головы до пяток под вождя племени людоедов, примется охотится в уединенном местечке после ничего не подозревающими соседями.
Примеры можно множить. Кем, например, довольно человек, у которого на одном плече пасть волка, а для другом – божья коровка? Xодячей борьбой противоположностей? От этой теории тянет плесенью учения Ломброзо.
Вместе с тем, связь посреди личностью и татуировкой действителньо существует и проявляется эта связь не в самом акте нанесения татуировки, а в выборе мотива татуировки. Однако и здесь надо мгновенно же оговориться, что выбранный мотив и образец личности не обязательно тождественны. Изображение тигра для своем теле носят не только склонные к агрессии, но и весьма толерантные человек, даже, может быть, робкие.
Если говорить о психологии в связи с татуировкой, то здесь известный интерес представляет психология самого татуировщика. Уж он-то действительно себя выражает в каждой своей работе.
Американский психолог К. Маховер проанализировал личностные особенности и высота развития рисующего и характер наносимых изображений. В результате были выявлены следующие закономерности.
Изображающий бегущего человека выражает, не подозревая того, свое подсознательное стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающего – вид уравновешенный.
Туловище означает жизненные силы. Изображение крупного тела выявляет остро осознаваемую потребность, неудовлетворение; маленького – симптомы униженности.
единица. Тщательно прорисованное – озабоченность в отношениях с другими, своим внешним видом.
Глаза. Закрытые или спрятанные под полями шляпы -свидетельство стремления вертеться неприятных наблюдений. Большие, расширенные глаза – тревога, беспокойство, потребность в защите.
уста – символ агрессивности. Особый знак агрессии – четко прорисованные болезнь. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость. Персонаж весь без рта или со ртом «черточкой» -не имеет возможности словесно влиять на других людей.
нoc – сексуальный знак.
Конечности. Руки мускулистые – потребность в физической силе, ловкости. Ноги – опора в деятельности; широко расставленные ноги – диктаторские наклонности, уверенность в себе.
непременно, эти наблюдения американского психолога любопытны и могут представлять интерес для изучения его творчества. все авторы «теории» привели его выводы совсем с другой целью: скомпрометировать татуировщика вообще. Он татуирует, а сообразно их терминологии – зомбирует, не только мотивом татуировки, но еще и своими комплексами, поскольку последние дают себя свет в рисунках.
У человека внешне скромного и спокойного несколько татуировок агрессивного характера. Что это значит? С большой натяжкой дозволено заподозрить, что у него скрытая агрессия против кого-то либо чего-то. все скорее всего – это человек, стремящийся агрессивными татуировками компенсировать свою незащищенность, изнеможение. Так что не стоит шарахаться в сторону от такого человека, не укусит.
предлог нанесения той или другой татуировки нередко объясняется и вовсе просто: человеку понравился не сам по себе злодей, а искусно выполненная «картинка», он соблазнился мастерством художника, красотой животного. Выбор сделан по эстетическому принципу, а не какого-нибудь другому. Кстати, именно беспричинно в последнее время очень многие любители татуируют орнаменты.
однако вернемся к «теории». Эстетический подход к татуировке она вообще отрицает, называя его «псевдоэстетическим».
Читаем дальше: «Человек превращается в отражение ожиданий того действия и статуса, кто выражает нанесенная татуировка. Он вынужден строить свое «я» таким образом, какой обозначен в его инициации, чтобы получить признание и хвала окружающих. Утрата своего настоящего «я» усиливает потребность в приспособлении. И в этот момент возникает кризис подчиниться и быть во власти своих татуировок».
Этот же составитель далее советует: «Глядя на татуированного человека, следует уяснить для себя, для какой стадии зависимости от своей инициации от находится. вероятно, что это раб своего имиджа, своего псевдо– «я». Тогда он представляет опасность обществу, поскольку для его теле «боевой раскрас», символы насильника, другие знаки.»
Xорошо знакомое кликушество, принесшее немало вреда развитию татуировки как искусству на всем протяжении ее истории.
Любопытны и последующие рассуждения. разве тело и руки разрисованы драконами, скорее всего это тип личности, жаждущей чего-то особенного, беспричинно как «драконы – это не что иное, как свербеж выделиться, персонифицироваться таким образом. Изобразивший драконов, таким образом, готов принять любую идею взамен обещания волнующей жизни или волнующих событий. неумолчно стремится к новым ощущениям, оптимистичен по отношению к будущему, тяготится одиночеством, стремится к власти.»
Короче говоря, нанес на свое тело бюст драконов, значит продал черту душу. Дальше – больше. Борец с татуировками рассуждает: «Если для теле драконы соседствуют, например, с «Сикстинской мадонной» Рафаэля на бедре или с каким-нибудь вдобавок выпадающим из логического ряда рисунком, то перед вами, возможно, настоящий истерический разряд. Он строит утопические планы, снисходителен по отношению к друзьям, стремится к самоутверждению, но в изрядно иной, «экзотической» форме. Но лидером ему не быть, буде только на короткий срок, накануне первых трудностей.
Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, который помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, кушать второй, глубинный, объясняющий их на духовном и религиозном уровне. Связь символов татуировок с этими трактовками даст мочь заглянуть в душу рисунка, прояснить его истинный смысл.»
истинно, у всех народов на протяжении столетий сложилась определенная символика, познакомится с которой совсем не лишне. Приведем несколько примеров.
Журавль – намек справедливости и долголетия, а также праведной и милосердной души.
Орел – символ высоты духа, будто солнце. Орел относится к стихиям воздуха и огня. Он характеризуется бесстрашным полетом, скоростью, ассоциациируется с громом и огнем. Орел в воздухе равен льву на земле, следовательно его иногда изображают с львиной головой. В сарматском искусстве орел является эмблемой молнии и воинственных устремлений.
Сова – противоположность орлу, птица тьмы и смерти.
знаменитый – свет, сияющий во тьме, символ духа. Звезда иногда имеет единственное значение. Поддерживает силы духа, выступающие против сил тьмы. «Пылающая звезда» является символом мистического центра, энергии расширяющейся вселенной. Наиболее распространена пятиконечная судьба. В давние времена у египтян она означала «восхождение к началу» и образовывала часть таких составных слов, как «воспитывать», «учить», «учитель» и других.
Волк – символ доблести у римлян и египтян. Скандинавская мифология рассказывает о чудовищном волке Фенрире, разрывавшем железные цепи и оковы и, в конце концов, запертом в недрах земли. Говорилось также, сколько во время сумерек богов – конца света – это чудовище вырвется из плена и пожрет солнце. Здесь волк выступает символом злого начала.
Леопард – символ свирепости и доблести. как тигру и пантере, выражает агрессивность и могущество.
нож (меч) ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткое острие ножа олицетворяет примат инстинктивных сил в том, который им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную сила его владельца.
Тот, кто интересуется аллегорическими изображениями, может воспользоваться этой информацией, если, конечно, «учение», кратко изложенная в этой главе, не напугала.