Татуированные «дикари» в европе
Задолго до появления Омаи в Англии, куда его привезли в 1774 году, отдельные жители Южных морей, нанесшие для все тело странные, никому неизвестные в Европе знаки и картины, бывали на континенте и вызывали всеобщее удивление. Их неоднократно показывали публике изза деньги и они, как в более поздние времена Омаи, становились объектами всеобщего мнения. Точные названия, обозначающие особые украшения, покрывающие их тела, отсутствовали. Кроме того, не было благоприятной интеллектуальной атмосферы и благожелательности со стороны лиц, в руки которых они попадали, татуированные «дикари» пребывали в Европе непродолжительное срок и быстро выветривались из памяти европейцев, оставляя после себя лишь неясные книга.
Первым татуированным островитянином Южных морей, которого в 1691 году привез в Европу знаменитый английский корсар, первооткрыватель и исследователь Уильям Дампьер (1651-1715 г.г.), был малайский молодой мужчина с острова Меангис, известный в литературных источниках будто «князь Джеоли». Его приезд в Лондон вызвал невиданное возбуждение, прежде только среди представителей высшего света, которые первыми получили возможность тщательно рассмотреть его. Экзотического «дворянин» даже представили королю Уильяму Стюарту – короли в то время нисходили до подобных встреч.
Есть изображение этого «князя», оставленное очевидцем: «Рисунками у него были покрыты вся грудь и спина между лопатками; на бедрах, ногах и руках были нанесены перстни и ленты. Я не могу сравнить эти рисунки с какими-нибудь фигурами, зверями либо чем-то подобным, только они были прекрасны. Из того, что он сам мне рассказывал, я лишь понял, сколько эти рисунки возникли подобно тому, как в Иерусалиме людям наносят кресты на плечи. Их делали присутствие помощи накалывания кожи и втирания красителей. В Иерусалиме же техника основана на втирании в раны пороха».
Судьба «князя» была весьма печальной. если интерес к нему со стороны высших сфер английского общества упал, его передали какому-то ловкому импресарио. Чтобы увеличить доходы, тот решил показывать чужой живой «экспонат» на ярмарках. В итоге через порядком месяцев беззастенчивой и нещадной эксплуатации на подобного рода «шоу» «князь» заболел оспой и умер, оставив после себя легенду и предполагаемый изображение, созданный тогдашними хроникерами и художниками. Однако вера в охранную силу татуировки, которая прибыла вместе с ним в Европу, и ожидание, что эти цветные рисунки на коже делают человека более невосприимчивым к ранениям и инфекциям, жила в обществе долгие годы.
Американский памфлетист Герман Мелвилл (1819-1891 г.г.) в одном из своих произведений замечает: «Многие моряки, и не только католики, по причине какого-то странного суеверия с определенным страхом стремились иметь вытатуированным распятием. Некоторые из них утверждали, что если они будут носить сей знак на всех четырех конечностях, то даже в случае падения в воду акулы не отважаться на большее, нежели ухватить их ради мизинец».
Конечно, самым знаменитым татуированным «дикарем», доставленным в Европу, был таитянин Омаи. Его, как и ранее «князя», подвергли тщательному антропологическому исследованию, затем чего публично демонстрировали, при этом, однако, обеспечивая куда большой комфорт и тщательную опеку. Во время одного из таких представлений с Омаи столкнулся немецкий писатель Георг Христиан Лихтенберг, какой оставил такие строки: «Его руки покрыты голубыми пятнами; вокруг пальцев на правой ладони они переходят в перстни. Мне не было неприятно увидеть мою правую ладонь в ином, происходящем с противоположного конца земли, виде».
Омаи стал известной личностью. реноме о нем как о необычайном человеке пересекла границы Англии, берлинская газета неоднократно помещала на своих страницах отчеты, героем которых был житель из далеких Южных морей.
Публичным показам Омаи сопутствовала соответственно продуманная реклама, в которой можно было ощутить возбуждение эпохи Просвещения. Омаи не представляли как, например, исключительно знаменитого индейца, привезенного с острова, находящегося где-то в Южных морях, чтобы забавы собравшихся в лондонских салонах особ. В нем открывали черты «хорошего дикаря». Возможно, благодаря этому, а также высоким оценкам Сэмюэла Джонсона (1709-1784 г.г.), писателя эпохи английского Просвещения, Омаи в скором времени стал фигурой настолько популярной, что как лишь он появлялся на улице, его тут же окружали плотным кольцом.
Английская пресса познакомила читателей с его биографией и внешним видом, некоторый знали различные подробности, связанные с его интересами, образом жизни и прочим. Нашлись даже поэты, воспевавшие Омаи в своих произведениях. Его многочисленные портреты, выполненные в технике гравюры по дереву и меди, можно было приобрести чуть не для каждом углу. Большинство портретов представляло Омаи в просторном фантастическом костюме белого цвета с тюрбаном на голове. По мнению современников, которые наблюдали частично обнаженного Омаи во время умышленно организованных представлений, татуировка покрывала незначительные части его тела в сравнении с иными «дикарями», привезенными в Европу.
Свидетельством популярности Омаи стала пантомима «Омаи, или Поездка около света», которую показывали даже в солидных театрах Лондона. Во время спектакля зрителям демонстрировали «парад одежд, оружия и обычаев жителей Отахейте, Новой Зеландии и других стран, которые посетил капитан Кук». Во Франции слава Омаи была раздута прежде неимоверных размеров. В Германии Омаи прославил Август фон Котцебу (1761-1819 г.г.), написав пьесу для театра, которая ставилась еще некоторый годы в XIX веке.
Турне в Европу для Омаи закончилось лучше. Он пробыл в ней около двух лет (1774-1776 г.г.), потом чего его отвезли на Таити. Возвращение состоялось во время третьей великой экспедиции Кука в Тихий океа, в Европу Омаи уже не вернулся. Прибыв для Таити, Омаи за сравнительно короткое время разбазарил привезенные из Европы различные предметы и сызнова превратился в точно такого же «дикаря», каким был до поездки в Англию.
Следующим «дикарем» был некий Тимотити, прибывший в мае 1799 возраст в Лондон. Он жил на острове Ваитаху Маркизского архипелага, с юных лет служил в английском морском флоте. Его дед, известный вождь Хону, был упомянут в трудах Кука. священник, Пахухону, был коварно убит на острове Нуку-Хива, куда отправился за красным красителем, какой применялся для украшения тела во время торжеств. Когда новость об этом злодействе дошло до Ваитаху, его обитатели согласно традиции выполнили для лице Тимотити татуировку в форме диагонально направленного шрама. Эта татуировка должна была напоминать Тимотити об убитом отце и его долге отомстить убийцам. Однако Тимотити не удалось отомстить следовать смерть отца. Он умер в Лондоне в 1802 году. Его похоронили не под именем Тимотити, а как Джона Баттерворта, поскольку его крестили, дав отчество корабля, на котором он прибыл в Англию.
Еще одним татуированным обитателем Маркизских островов, которого привезли в Англию, был Те Моана. Он родился в 1821 году. Те Моана из рода вождей, проживавших на острове Нуку-Хива, воспитывался у методистов для острове Раротонга в архипелаге Кука. После получения образования служил на китобойном судне коком. Г. Мелвилл пишет, что «дворянин Те Моана участвовал в платных показах в Лондоне как интересный объект, красиво татуированный спиралевидными узорами, которые своими формами напоминали миниатюрную троянскую колонну». Через некоторо пора один из представителей Лондонского общества миссионеров помог ему вернуться на Маркизские острова. Те Моана в 1835 году возвращается для Нуку-Хиву, чтобы через несколько лет случаться во главе жителей этого острова.
Первым маори из Новой Зеландии с обширной татуировкой, побывавшем в Европе, был мужчина по имени Мойхангер. Его привезли в Лондон в 1806 году. Маори родом из Новой Зеландии был также Хонги Хина, выдающийся вождь, которого также воспитали миссионеры. В 1820 году Хонги Хика прибыл в Англию в сопровождении миссионера Т.Кендалла, дабы принять участие в качестве эксперта при составлении грамматики и словаря языка маори, над которыми работал профессор Ли из университета в Кембридже. Во пора пребывания в Англии Хонги Хика демонстрировал свои татуировки на показах, организованных для ограниченного круга британской аристократии.
XIX долго отмечен ростом числа «импортированных» «дикарей», а также растущим импортом в европейские страны экзотических животных и возникновением зверинцев. Заинтересованность татуированными «дикарями» и экзотическими животными, а также критерии, применявшиеся при оценке их внешнего вида, находились, можно сказать, для одном уровне. Со временем татуированные стали «гвоздем» программы в таких знаменитых цирках, как, например, цирк П.Барнума. Показы «диких» людей, которых в первое время представляли в качестве личностей, удовлетворявших степень особ из так называемых высших сфер, позже превратились в представления, а в XIX веке стали спектаклями, возбуждавшими широкие слои публики.