Xx век. татуировка – бизнес, мишура, клеймо
начало века не принесло практически никаких изменений в отношение англичан к татуировке: законодателем мод был Барчет, создавший свою школу татуировщиков. В Германии татуировка нашла благодатную почву ради своего развития и процветания. Эта страна была родиной многочисленных цирковых трупп и кабаре с сомнительной репутацией, нанимавших на работу женщин, которые шли следом за «Красавицей Ирэной» и демонстрировали свое покрытое татуировкой тело накануне разгоряченной публикой. Многим из этих женщин татуировки выполняли их мужья, считавшие, что татуирование простейшее из искусств, некоторых разукрасили профессиональные татуировщики, которые одновременно становились импрессарио таких женщин. Понятно, сколько художественный уровень большинства татуировок был крайне низким. Мотивы, покрывающие тела таких «артисток», создавали невообразимый беспорядок и не имели ничего общего с творчеством подлинных художников татуировки. Тем не менее «артистки» были о себе высокого мнения и для привлечения публики выбирали изощренные псевдонимы. Этой же цели служили их часто вымышленные, авантюрные сообразно содержанию биографии, изложенные на приглашениях и листовках. Нередко рекламную продукцию дополняли фотографии «артисток» в неглиже, чтобы опять больше возбудить интерес потенциального зрителя к просмотру сеанса.
нет смысла перечислять имена даже наиболее известных из этих артисток, приведем характеристики, которые давались им публикой и прессой: «живая галерея картин», «самая молодая и наилучшая между татуированных женщин современности», «наиболее искусно татуированная женщина современности», «элегантная тиролька из Инсбрука», «голубая женщина», «настоящая дама, разукрашенная татуированными портретами Гете, Шиллера, Бисмарка, Рихарда Вагнера». чистый видно, главное в этих определениях – привлечь внимание.
подобно и должно было произойти раньше или позже, эти «артистки» стали в значительной мере обнаруживать свое тело, так что подобные сеансы быстро перешли в семейство эротического шоу, а дальше – в современный стриптиз, в котором татуировка стала излишней. но это произошло позже, а в начале века один из авторов писал: «В первом десятилетии XX века людей с татуировкой, покрывающей всегда тело, стало столь много, что они профессионально организовались в группы ненормальных». Обзоры тогдашних «артисток» с татуировкой по всему телу, проводивших публичные показы, публиковали журналы. адски быстро интерес к таким «артисткам» угас, а в 1911 году берлинская полиция запретила публичные выступления «артисток». Бизнес на эра уступил свои позиции.
но угас ли интерес к татуировке вообще? отрицание на этот вопрос худой. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия чтобы возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов промеж боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые в условиях мирной жизни, может быть, николи не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в приказ самодеятельных татуировщиков. но делалось это чаще всего не скуки ради. Причины чтобы подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть боязнь, что повреждение тела снарядом или миной сделает невозможным идентификацию останков.
Исторический обзор истории татуировки в Европе XX века мы не ненамеренно начали с Германии. Именно эта страна определяла тогда ход истории. беспричинно, после окончания первой мировой войны, в период Веймарской республики (1919-1933 г.г.), которая свергла монархию и приняла либеральную конституцию, культурным центром Европы стал Берлин. Этот промежуток способствовал появлению новых интеллектуальных течений, отличался пониманием и терпимостью по отношению к различным проявлениям особенностей в области культуры, неудивительно, что и в татуировке появились новые веяния и имена.
Наиболее заметным немецким художником-татуировщиком стал врач Кристиан Варлих из Гамбурга. Он специализировался для воссоздании на человеческом теле сцен из жизни природы, пейзажей и т.д. Его искусство оценил датский король Фридрих VIII, его сыновья Аксель и Виго, которых Варлих украсил растительными мотивами. выключая этого мастера в Германии того времени работали и другие, менее известные татуировщики, среди которых можно упомянуть Карла Родемиха, Вилли Блумберга и Карла Финке.
Англию, бывшую длительное время меккой татуировщиков, вторая вал моды на татуировку охватила до такой степени, что тамошнее власть вынуждено было издать указ, запрещающий татуировать девушек в возрасте младше 21 года. Причина ажиотажа – желание девушек сделать привлекательным свое лицо. Многие англичанки, утратившие здоровый масть лица, работая на предприятиях оборонной промышленности, заказывали себе нанесение румянца на щеки. Татуировались также брови, губы, для лицо наносились «мушки».
Кумиром публики стал Грэйт Оми. В период между войнами он произвел большой фурор сначала в Англии, а позже и во многих других странах. Кстати, фамилия он взял в честь знаменитого Омаи, привезенного экспедицией Кука из района Южных морей. Это бывший майор британской армии, который сделал поручение Барчету покрыть все его тело татуировкой в форме черных полос, напоминающих «зебру». В 1934 году он присоединился к цирковой труппе, с которой объехал многие страны, выступая в представлении «Верьте в это или не верьте». конечный раз его видели в 1954 году на Всемирном конгрессе человеческих особенностей в Лондоне.
Барчет, татуировавший Оми, в своих дневниках пишет следующее: «Эта процедура продолжалась с перерывами более 7 лет, с 1927 сообразно 1934 год, по 3 сеанса еженедельно, во время каждого из них удавалось вытатуировать не более двух дюймов поверхности кожи». За эра всех сеансов Барчет выполнил на теле Оми около 15 миллионов наколов и около 500 миллионов надрезов.
около с Оми другим европейцем с татуировкой по всему телу можно поставить Якобуса ван Дина, который в те же самые годы пользовался гигантский известностью. Ван Дин, называвший себя «самым плохим человеком в мире», сочинил, как и многие другие люди его бизнеса, мистифицированную автобиографию. Он утверждал, сколько отбывал многолетний срок в самых известных тюрьмах мира: «Синг-Синг» и колонии на Дьявольских островах. Татуировал его также Барчет. В своих дневниках он оставил запись, что не воспринимал рассказы Дина усердный, потому что на самом деле тот был пристойным, по выражению Барчета, человеком.
весь, среди людей, испещренных татуировкой и демонстрировавших себя за деньги, были самые разные обида. Публика середины прошлого века могла наблюдать Ирокеза из Бергедорфа и двух французских уголовников Роджера и Эдмонда Фуше. Первый был широко известен в преступном мире благодаря 293 сюжетам татуировки, покрывавшим весь его тело. Фуше был более известен как Рикардо, «живой гобелен» либо «человек с самой обширной татуировкой в мире». Рикардо обзавелся татуировкой, служа в штрафном батальоне в Северной Африке, а позже – отбывая двадцатилетний срок в исправительной колонии в Кайенне (Французская Гвиана). впоследствии освобождения Рикардо демонстрировал свои татуировки на рынках и во второстепенных ресторанах, получая за эти сеансы скромное замена.
Уже отмечалось, что многие знаменитые татуировщики воспроизводили на человеческом теле выдающиеся произведения изобразительного искусства. Вскоре и некоторые художники заинтересовались татуировкой, выполняя ее художественно. положим, американец Павел Челичев до такой степени увлекся татуировкой одного из своих друзей, что предложил ему стать его моделью. В 30-х годах Челичев выполнил целую серию его актов, представляя для них татуировки. Акты Челичева были «картинами картин». Специалисты отмечают в искусстве Ханса Арпа, выдающегося художника XX столетия, в работах французских абстракционистов мотивы полинезийской татуировки.
С приходом в 1933 году в Германии к власти Гитлера и введения фашистских законов, санкционирующих вмешательство государства во все области культурной, политической и общественной жизни и ограничивающих права человека и гражданина, публичные показы татуированных людей были категорически запрещены. В более позднем циркуляре сообщалось, что полиция получила специальную инструкцию, дабы в самых решительных формах выступать против подобных выходок в выставочной практике. Данное распоряжение следует исполнять безукоснительно. Такого же рода представления, которые возбуждают впечатлительность народа либо противоречат стремлениям национал-социалистического государства, также запрещались. В циркуляре приводился точный список того, сколько следует считать недопустимым. Это специальные показы вызывающих отвращение уродов и прирожденных калек. Если умственное либо физическое положение здоровья того требуют, следовало размещать указанных особ в лечебных заведениях или приютах. К этой категории лиц были отнесены также обладатели татуировки. некоторые из них выехали в другие страны, где подобные зрелища по-прежнему допускались.
Фашисты тем не менее сами использовали татуировку. Достаточно вспомнить общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских концлагерях, где татуировали узников с целью идентефикации: для предплечье выкалывали букву и номер. Буква означала конвой, с которым они прибыли в общество, цифра -личный лагерный номер. Узники еврейского происхождения точный наносили знак в форме звезды. Обязательной татуировке подлежали также члены СС, у которых кроме букв «SS» выкалывалась группа крови. Эти татуировки выполнялись для плече, под мышкой либо на небе. С одной стороны, татуировки облегчали поиски дезертиров из преступной СС, с другой, давали право пользоваться врачебной помощью в прифронтовых госпиталях, а при несчастных случаях облегчали мочь быстро сделать переливание крови. Здесь уместно напомнить и о третьей функции эсэсовской татуировки. После войны, благодаря этим татуировкам, облегчалась создание международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников.
В связи с темой книги напомним читателям еще об одном злодеянии фашистов. Широко известен факт, который в концлагерях смерти фашисты снимали со своих жертв татуированную кожу, из которой делали галантерейные изделия. Занималась этим Ильза Кох, которую называли «гиеной из Бухенвальда». По ее приказу для нее изготавливались абажуры из человеческой татуированной кожи.
Дурной наука оказался заразительным. После окончания войны в Париже существовала законспирировнная биржа татуированной человеческой кожи. Клиенты заведения приобретали ее в виде натянутых на рамы полотен.
После следующий мировой войны наиболее благоприятные условия для развития татуировки и татуирования по-прежнему сохранялись в Англии, Германии, Дании, Голландии. наиболее популярными татуировщиками этого периода были Лес Скас из Бристоля, устроитель Бристольского клуба татуировщиков и чемпион Англии 1955 года, Рич Мингинс из Лондона, Альберт Хайнце из Бремена, Оле Хансен, получивший титул «Король татуировщиков и татуировщик королей», Татту Джек из Копенгагена и Альберт Корнелиссен из Роттердама. Титулованные татуировщики открывали салоны в больших городах сообразно соседству с кварталами, в которых размещалось много ресторанов и других развлекательных заведений. Тогда же у татуировщиков сложилась практика делать периодически турне по местам отдыха, где легче находить праздную публику, а значит и клиентов.
Случались истории, которые с этической точки зрения заслуживают порицания и даже наказания. например, один немецкий татуировщик сделал татуировку в виде козла для спине доверчивого горбуна, а другой своей жертве, швейцарскому владельцу молочной фермы, который заказал татуировку в виде национального флага, завязал глаза и сделал татуировку, изображавшу кучу навоза с двумя ковшами по обеим сторонам. К счастью, такие случаи вельми редки и, конечно, должны преследоваться законом.
Интересная история произошла с одним хвастливым американским моряком, который разозлил британских моряков во эпоха последней войны тем, что дискредитировал заслуги Британской армии. Наказан он был таким образом: его напоили и завели в ближайший салон татуировки, где ему сделали татуировку в виде большого английского флага на груди. При всей анекдотичности этого случая, надлежит отметить, что ни один, заслуживающий доверия татуировщик, не сделает работу насупротив чьей-нибудь воли, а также, если клиенту не исполнилось 16 лет, без согласия его родителей, а также, если клиент пьян. вдобавок в середине прошлого века в салоне японского татуировщика в Гонконге появилось правило «Я не работаю с пьяными», которые стало нормой для всех, уважающих свой дело татуровщиков.
С другой стороны, татуировщики легко берут на себя порука за выходящие из привычных рамок вкусы и пожелания, и большинство современных татуировщиков гордятся странными запросами, которые они получают и удовлетворяют.
Фанаты татуировок собирают сотни фотографий и высоко ценят каждую новость или журнальную статью, хотя как-то касающуюся этой темы. В Нью-Йорке есть богатый коллекционер человеческой зататуированной кожи, какой подписывает соглашения с хорошо зататуированными людьми о том, что после их смерти он становится владельцем их эпидермиса. который и говорить: увлечениям нет границ.
Вообще, первая жена XIX века в истории татуировки была чрезвычайно насыщена. Сплошная романтика.
Офицеры, посещавшие Дальний Восток, и особенно Японию, начали воспитывать вкус к татуировке и скоро каждый корабль привозил наводнение культурных клиентов к художнику-татуировщику. Принцы из разных европейских стран, проводившие часть своей жизни на борту кораблей их флота, наносили татуировки, чтобы доказать, сколько они такие же «хорошие парни», как и обычные моряки. Возможно они также хотели показать, сколько они не отдаляются от своих подданных и у них те же вкусы.
Многие представители знати посещали Хори Чио в Иокогаме, которого в Нью-Йорке называли «Шекспиром татуировки». Он был одним из самых известных представителей этого искусства в стране, где оно было глубоко уважаемо и почитаемо.
Посещение татуировщика было само по себе событием. заборщик ложился на подушки на полу, а слуги подавали ему во время процедуры сигареты и охлажденные напитки. когда было необходимо, то под рукой всегда было обезболивающее лекарство, которое могло использоваться в любых местах, где даже аккуратная работа Чио могла доставить неудобства клиенту (причинить боль).
Когда принцы и другие лица, занимающие высокое мысль, и даже знатные дамы возвращались в Англию с такими чудесами, как бабочка в натуральную величину, изображенная на руке необычайно реально, или с крошечной бабочкой, словно бы присевшей на плечо, понятно, сколько интерес быстро перерастал все границы.
Приказывая своим офицерам исполнять себе какую-нибудь татуировку перед отправлением в Южную Африку во время Бурской войны, Лорд Робертс снова раз возродил утилитарные возможности татуировки, что дало богатую возможность известным татуировщикам совместить полезные функции с декоративными.
Американский антрополог утверждал, который в то время 90% всех служащих в американском морском флоте носили татуировки, подобное же соотношение было и среди американских и скандинавских подводников.
Неоспорим тот быль, что татуировка занимала все больше места в умах людей. Отношение властей к этому дозволительно проиллюстрировать выдержкой из устава, касающегося набора в армию США в 1909 году, в которой отмечено, что: «…непристойные и неприличные не допускаются, но обладателю дается возможность исправить его изображение, и в этом случае, если все остальное соответствует требованиям, он может быть допущен к службе». еще работа татуировщикам, но на сей раз, работающим под рекламой «Исправление грубых работ».
Профессиональные татуировщики, со своими маленькими, ясный украшенными салонами, фасады которых великолепно вписывались в красочную панораму города, были особенно заняты во время двух мировых войн, когда барыш к патриотическим мотивам возрастал до огромных размеров. Искусство татуировки в период войны 1914-18 годов было в такой популярности, который на мотивы известных песен пелись песни о людях с татуировками. За несколько лет перед войны популярной стала песня «Глаза идола», в которой говорилось одевушке, любившей рассматривать татуировки, нанесенные на безвыездно части тела ее любимого.
Сразу после первой мировой войны торговцы, рабочие, рыбаки, шахтеры и некоторые другие в Англии любили наносить себе татуировки в виде эмблем их ремесла. нужда в памятных, любовных, морских, военных рисунках и надписях постоянно росла. Новые типы рисунков начали медленно появляться около влиянием почтовых открыток, марок и портретов киногероев.
Хотя мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить татуировки затем первой мировой войны, снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательнось ради более богатых людей. Татуировки, наносящиеся на скорую руку, снижали индивидуальность таких мастеров, как Хори Чио и Мак Дональд, и художественную достоинство ранних татуировщиков. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в этой грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Счастливые дни, когда американская принцесса платила 700 фунтов за маленькую ящерицу, бесповоротно ушли. ради желающих стало обычным делом заходить в салон татуировки после каждой зарплаты и выбирать новую дешевую татуировку.
Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали делать татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.
Хотя были татуировщики, осевшие на постоянное станция в портах и больших городах, но существовали и кочующие татуировщики. Они добирались до жителей деревень и глухих районов, кочевали от ярмарки к ярмарке разве выставляли свои большие, нарисованные от руки, рекламные щиты в салонах маленьких городов или для прибрежных курортах.
Ричардсон, женщина-татуировщица, работавшая на пляжах в Нью-Джерси, в 1925 году сделала около 10 тысяч татуировок. В Германии большинство татуировок делалось путешествующими татуировщиками, некоторый из которых относились к этому ремеслу, как к временному занятию. К 1935 году все известные татуировщики, за исключением одного в Гамбурге, а другого в Элтоне, закрыли приманка салоны.
Во время последней войны, даже на такой прцветающей военно-морской базе в Плимуте татуировщик работал только сообразно воскресеньям и предлагал огромное колличество рисунков в очень современных стилях.
Обыватель предпочитал делать татуировку далеко от дома или базы, в экзотичной обстановке, в необычных местах. Даже арабы редко делают себе татуировки, опричь тех редких случаев, когда они посещают города, и татуировка наноситься, как память о проделанном путешествии.